Православные традиции захоронения

Православные похороны

Погребение усопшего – один из важнейших христианских обрядов. Провожая усопшего в загробную жизнь, православные проявляют заботу и о его душе, и о бренном теле. Согласно православным похоронным традициям тело усопшего обмывают, переодевают в чистую одежду. Затем кладут на лавку головой в сторону красного угла с иконой, укрывают саваном, руки складывают на груди, в правую вкладывают белый платочек. Похороны по православному обычаю совершаются на третий день.

Хоронят покойников со времен крещения Руси головой на запад, ногами на восток. Именно так, по преданиям, был похоронен Христос. Каждую ночь со дня смерти и до похорон по православному обычаю специально нанятая чтица читает Псалтырь и заупокойные молитвы (в современных православных похоронах это делается по желанию близких усопшего). Заканчиваются похороны всегда поминками, или тризной, для чего готовятся специальные поминальные кушанья. Обязательное поминальное блюдо – кутья (круто сваренный рис с изюмом), а на русских поминках среди угощений обязательно блины.

Дни поминовения усопших

Каждый день недели Православная церковь посвящает определенным воспоминаниям: значимых событий, праздников или памяти святых. Субботы посвящены памяти всех усопших, так как субботний день, как никакой другой, подходит для молитвы об упокоении усопших, субботний день – день покоя. Поминовения усопших могут быть частными и общими.

Вплоть до 40-го дня усопший именуется новопреставленным, в эти дни поминовения усопшего особенно необходимы, считается, что они облегчают душе переход в вечную жизнь. По христианской традиции поминки по усопшему проводятся трижды.

Особыми днями поминовения новопреставленных называют 3-ий, 9-ый, 40-ой дни после кончины (причем за 1-ый день принимается сам день кончины, а 3-ий – это день похорон). Именно в эти дни поминовение считается освященным. А также по христианской традиции поминовение усопшего устраивают в день рождения, день ангела и годовщину смерти. В эти дни близкие родственники поминают усопшего молитвой об успокоении души за общей поминальной трапезой, заказывают панихиду или подают записку на Литургию.

Кроме этих дней поминовения каждого усопшего в отдельности есть общие дни особого поминовения всех усопших, они именуются вселенскими родительскими субботами. В эти дни все богослужения (или их большая часть) посвящены только поминовению усопших, панихидам. Пять раз в году по Уставу Православной Церкви совершаются вселенские родительские субботы (вселенские панихиды). Эти дни не имеют определенных дат проведения, они связаны со временем Великого поста и Пасхи.
Мясопустная родительская суббота проводится за неделю до Великого поста, и ее название связано с тем, что на следующий за ней день последний раз разрешается есть мясо перед постом.

Родительские субботы 2-ой, 3-ей и 4-ой недели Великого поста.

Троицкая родительская суббота – перед праздником Святой Троицы.

Трижды проводятся частные родительские дни.

Радоница – знаменует радость живых и усопших благой вести о Воскресении Христовом. Единственный родительский день, который проводится не в субботу, он отмечается во вторник второй недели после Пасхи.

Поминовение православных воинов в день Усекновения Главы Пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня, по старому стилю 29 августа.

Димитриевская родительская суббота. Первоначально суббота была посвящена памяти всех павших православных воинов, позже стала днем памяти всех усопших в вере православных христиан. Суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, покровителя великого князя Димитрия Донского.

В родительские дни православные христиане посещают заупокойные службы в храме, передают записки для церковного поминовения и приносят жертвы на канун (панихидный стол). Поминовение начинается накануне родительских суббот, в пятницу вечером служится парастас, в родительские субботы утром происходит основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – общая панихида.

А в весенне-летние родительские дни (Радоницу и Троицкую субботу) посещают кладбища, чтобы прибрать могилки близких людей и помолиться рядом с ними.

Православные кладбища и посещение могилы

Могила в православной вере – это место будущего воскресения, поэтому соблюдение ее в порядке и чистоте обязательно. Символом бессмертия и воскресения является крест, водруженный в землю и устремленный в небо. Этим он знаменует то, что хотя тело усопшего находится в земле, душа его на небе. Крест ставят таким образом, чтобы распятие было обращено к лицу покойного человека.

При посещении могилы по православному обычаю следует зажечь свечу и помолиться. Затем прибрать могилу и помолчать. Не следует есть и пить рядом с могилой. Укоренившийся обычай оставлять стакан с водкой и хлебом на могиле на самом деле является пережитком язычества, и к православной вере не имеет никакого отношения.