Письмо министерства регионального развития от 23 июля 2007 г. N 13741-ЮТ/07
Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями по вопросам деятельности организаций на рынке ритуальных услуг в пределах своей компетенции считает необходимым дать следующие разъяснения.
Имеющаяся в Минрегионе России информация об исполнении норм Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле” (далее – Закон о погребении и похоронном деле) свидетельствует, что исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при организации похоронного дела повсеместно допускают нарушения его требований. Принимают акты и совершают действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, необоснованно предоставляя муниципальным унитарным предприятиям (специализированным службам по вопросам похоронного дела) полномочия и льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке оказания ритуальных услуг.
Вместе с тем действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, иных осуществляющих функций указанных органов, органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, могут быть квалифицированы как нарушающие требования статьи 15 Закона о защите конкуренции, а в случае заключения указанными органами соглашений (осуществления согласованных действий) между собой или хозяйствующими субъектами – как нарушение требования статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Статьей 25 Закона о погребении и похоронном деле закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
Согласно статье 1 Закона о погребении и похоронном деле погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении и похоронном деле погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Статьей 26 Закона о погребении и похоронном деле определено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Финансовое обеспечение кладбищ, находящихся в ведении органов местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований.