Федеральный Арбитражный Суд Северо-Западного Округа

Федеральный арбитражный суд северо-западного округа постановление от 24 сентября 2008 г. по делу N А56-2659/2008

Постановление

от 24 сентября 2008 г. по делу N А56-2659/2008

Федеральный Арбитражный Суд Северо-Западного Округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Казанцевой Р.В., Малышевой Н.Н., при участии от администрации Пудостьского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области Терещенковой Ж.С. (доверенность от 24.07.2008), от ООО “Ритуал” директора Пядина А.И. (приказ от 08.05.2003), рассмотрев 24.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2008 (судья Филиппов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 (судьи Горшелев В.В., Жиляева Е.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-2659/2008,

установил:

заместитель прокурора Ленинградской области (далее – Прокурор) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации Пудостьского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью “Ритуал” (далее – Общество) о признании недействительным договора на выполнение работ (оказание услуг) по транспортировке тел умерших (погибших) на территории Пудостьского сельского поселения граждан в морги больниц и учреждения судебно-медицинской экспертизы от 01.04.2007 N 5/07 (далее – договор).

Решением от 23.04.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008, в иске отказано.

В кассационной жалобе Прокурор, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и материалам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

В обоснование жалобы ее податель ссылается на ничтожность договора как заключенного с нарушением пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон N 131-ФЗ), статей 9, 25 и 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле” (далее – Закон N 8-ФЗ), статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 94-ФЗ).

По мнению подателя жалобы, создание Администрацией специализированной службы, в состав которой вошло Общество, является незаконным, поскольку не соответствует положениям статей 66, 113 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ссылаясь на то, что на территории Гатчинского района существует специализированная служба, созданная органом местного самоуправления, – муниципальное предприятие “Тихая обитель”, Прокурор считает, что заключенный Администрацией с Обществом договор (не предусматривающий цены) является ничтожным, поскольку создание специализированной службы осуществлено незаконным способом и в несоответствующей федеральному законодательству форме, так как органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы в форме муниципальных предприятий и учреждений.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представителя Администрации и Общества не согласились с доводами, изложенными в кассационной жалобе.

Прокурор о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 01.01.2007 между Администрацией и Обществом (исполнитель) заключен договор N 5/07, по условиям которого администрация поручает, а исполнитель – принимает на себя обязательство заведомо убыточной функции по выполнению работ в части транспортировки тел умерших (погибших) граждан в морги больниц и учреждения судебно-медицинской экспертизы на условиях и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации и изложенными в договоре.

Согласно пунктам 2.1 и 2.2 договора исполнитель обязался производить вывоз тел умерших (погибших) граждан на территории муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района в морги больниц и учреждения судебно-медицинской экспертизы на основании поданных заявок от родственников, а при отсутствии родственников – на основании письменной заявки Администрации.

В соответствии с пунктом 3.1 договора Администрация обязалась производить оплату расходов по транспортировке тел умерших (погибших) граждан на территории муниципального образования Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района, не имевших родственников, в соответствии с утвержденной калькуляцией на транспортировку (приложение N 1).

В силу пункта 4.1 договора оплата за транспортировку тел умерших (погибших) граждан на территории МО Пудостьское сельское поселение Гатчинского муниципального района, имеющих родственников или исполнителей волеизъявления умершего (погибшего), производится за счет этих лиц.

Согласно пункту 7.1 Договора срок его действия определен с момента подписания (01.01.2007) и по 01.01.2012.

Прокурор, ссылаясь на то, что спорный договор является ничтожным, поскольку он заключен с нарушением пункта 22 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, статей 9, 25 и 29 Закона N 8-ФЗ, статьи 9 Закона N 94-ФЗ, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 12 Закона N 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость услуг по погребению указанных лиц, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.

Пунктом 2 названной статьи того же Закона предусмотрено, что услуги по погребению (оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Пунктом 22 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена к вопросам местного значения поселения.

Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Законом N 8-ФЗ возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Как видно из материалов дела, распоряжением губернатора Ленинградской области 16.01.1997 N 35-р “Вопросы предоставления ритуальных услуг населению Ленинградской области” (далее – Распоряжение N 35-р), действовавшим до 22.08.2007, утверждено Примерное положение о единой специализированной службе по вопросам похоронного дела в районе, городе Ленинградской области (далее – Примерное положение), обязательное для исполнения всеми организациями и предприятиями по предоставлению ритуальных услуг на территории Ленинградской области независимо от их правового статуса и форм собственности, а также должностными лицами, ответственными за похоронное обслуживание населения (пункты 1 и 2); администрациям районов и городов Ленинградской области предписано утвердить положение о единой специализированной службе по вопросам похоронного дела в районе, городе, учитывая имеющийся опыт и сложившуюся структуру предоставления ритуальных услуг населению (пункт 6.1).

В соответствии с пунктом 1 Примерного положения единая специализированная служба по вопросам похоронного дела в районе, городе Ленинградской области создается правовым актом главы администрации района, города, в состав службы могут быть включены профильные предприятия различных форм собственности.

Во исполнение Распоряжения N 35-р постановлением главы администрации муниципального образования “Гатчинский район” Ленинградской области (далее – МО “Гатчинский район”) от 04.12.1997 N 609 “О создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО “Гатчинский район” (далее – Постановление N 609) создана специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования “Гатчинский район”, в состав которой постановлениями главы МО “Гатчинский район” от 30.06.2003 N 1169 и от 02.10.2003 N 1943/1 Общество было первоначально включено временно, а затем – постоянно.

В соответствии с частью 40.1 статьи 40 устава муниципального образования “Гатчинский муниципальный район” Ленинградской области (далее – МО “Гатчинский муниципальный район”) Постановление N 609, принятое органом местного самоуправления МО “Гатчинский район”, является действующим в части, не противоречащей федеральному законодательству, законодательству Ленинградской области и уставу МО “Гатчинский муниципальный район”, на всей территории МО “Гатчинский муниципальный район” до принятия нового нормативного правового акта органами местного самоуправления МО “Гатчинский муниципальный район”, регулирующего тот же круг правоотношений.

Поскольку на территории Пудостьского сельского поселения, входящего в состав МО “Гатчинский муниципальный район”, специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась, то Администрация, руководствуясь Постановлением N 609, которое не было признано незаконным или отменено в установленном порядке, вправе была заключить спорный договор с Обществом, входящим в состав специализированной службы по вопросам похоронного дела, и оплачивать из муниципального бюджета оказанные им услуги.

Принимая во внимание изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что при заключении оспариваемого договора не были допущены нарушения законов N 131-ФЗ, 8-ФЗ и 94-ФЗ.

При таких обстоятельствах иск Прокурора правомерно отклонен.

Довод подателя жалобы о том, что в качестве специализированной службы по вопросам похоронного дела может выступать лишь муниципальное предприятие или учреждение, является необоснованным, поскольку Законом N 8-ФЗ не определена организационно-правовая форма как самой этой специализированной службы, так и юридических лиц, входящих в ее состав.

Учитывая, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу N А56-2659/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу заместителя прокурора Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий: Н.В.МАРЬЯНКОВА

Судьи: Р.В.КАЗАНЦЕВА, Н.Н.МАЛЫШЕВА